vladislavural (vladislavural) wrote in ru_buddhism,
vladislavural
vladislavural
ru_buddhism

Чему учат игры и во что играют буддисты?

Оригинал взят у vladislavural в Чему учат игры и во что играют буддисты?


Некоторые игры ничему не учат, можно подумать. Те же азартные. Ан нет. И они чему-то учат, какую-то канву мышления нарезают в человеке. Про азартные игры могу сказать, лишь глядя на друга, который играет в покер. Он стал напористым, когда нужно, и умеет блефовать.

Я больше играл в компьютерные игры. Мне нравились стратегии, где нужно было управлять и организовывать, держать несколько процессов одновременно. Все бы ничего, но итог таких игр всегда неудовлетворённость, которая следует сразу за удовлетворённой алчностью.

Идея развития заложена в таких играх. Развивается персонаж, город, армия. Но при этом возникает иллюзия, что их можно будет развивать бесконечно. Но игра нерезиновая. Несмотря на дополнения, код заканчивается и вместе с ним игра. Но пока игра длится, кажется, что она не закончиться никогда.
Это похоже на актёров на сцене театра, которые забыли, что они играют временные роли.

Забывчивость и западенство в роль обречено на облом. Компьютерная игра создаёт иллюзию, что не закончится никогда. И разработчикам это очень выгодно, когда в головах их игроков, нарезается канва, которая привязывает к миру игры. Роль начинает властвовать над человеком.

Matrix has you, Neo...

И что это как не круг сансары, который кружит и вертит своей суетой? Плохие игры? Не совсем. Есть и хорошая новость. Компьютерные игры, интенсивно используя законы сансары, настолько обнажают их, что некоторые люди начинают задумываться и просыпаться из матрицы. Начинают искать ответы.
Ведь раньше, когда жизнь текла медленно и люди проживали одну роль, испытывали один облом и одно страдание за всю жизнь, то ума им не хватало искать путь из колеса сансары. Это их часто толкало только лишь укрепиться в роли, да получше заснуть в матрице, наглотавшись снотворного.
А сейчас, когда сновидения стали беспокойные, сняться кошмары, стало больше поводов проснуться.

Есть игры, которые запечатывают в сансару, и те, что из неё выводят. Не то чтобы выводят, как отшельников в пустынь, а нарезают такие канвы в голове, которые не закрывают глаза на изменчивость мира и души, но, наоборот, позволяют в нём жить радостно. То есть радость не от неведения и дурмана, а от знания сансары. А то, что познано, то перестаёт владеть тобой.

И тут очень важно понять, что сансара не что-то внешнее, по отношению к нам, как в фильме «Матрица» братьев Вачовски, а что-то внутреннее. В нашем мышлении есть какая-то ошибка, вирус, который приводит к одним и тем же граблям.

Игра Го и буддизм

Год назад я узнал, что есть игра го, ей 5000 лет, она была создана для воспитания сына китайского императора, и в неё играют буддисты. Последнее было невероятно. Как так, буддисты ещё и играют?! Что же они такого в ней нашли, если в неё играют? Я не искал фактов, подтверждения тому, что в неё играют буддисты, хотя игра очень сильно распространена в Корее, Японии и Китае, где был всегда буддизм, это косвенно доказывает связь с буддизмом.

Играл, размышлял и чем дальше, тем больше убеждался, да, она буддистская. В чём же это проявляется? Вспомним вторую благородную истину из четырёх, о причине страданий. Их три, анатман (бессамостность), анитья (бренность, непостояннство) и дукха (суета, неудовлетворённость или беспокойство).

И это не просто причины страданий, которые устраняются. Это суть мира. Все есть поток. И в го эти три принципа не скрываются разработчиками в целях срубить больше бабла. А игроку некуда деваться. Если он хочет выиграть, он должен их принять, а не колоть себе дурман, что этого не существует.

Как выглядят в го три причины страдания?
[Для тех, кто играл в го)]
Анатман (бессамостность)
Границы форм и территорий так быстро меняются как у территорий, так и у групп. И неясно, что твоё, а где чужое. Деление на своё и чужое очень затруднено. Слишком быстро все может измениться, поэтому считать где чье, всегда рано. Нужно воздерживаться от такого суждения, иначе можно попасться в ловушку. Конечно, намечать территории можно, овладевать ими, но брать в собственность не стоит.

Аннитья (непостоянство)
В одном из постов про го я пытался найти постоянство в го. Где оно? Ведь, чтобы достигать цель, она должна быть постоянная. В противном случае, достигнув цели, обнаружишь, что она уже другая, нафиг было тогда стараться! И в статье я остановился на том, что постоянна пустота. Но после прочтения ряда буддийских книг и размышления надо различным опытом, оказалось, что нет. Та пустота, которая в го в виде жизни или территории сама является непостоянной, как и форма камней. А пустота в буддизме это что-то совершенно другое. Это то, что надо искать, оторвав взгляд от доски.

Дукха (неудовлетворённость и беспокойство)
Противник каждым своим ходом беспокоит и не даёт быть удовлетворённым. Каждый ход требует напряжения сил.


Разоблачать или зачаровывать?

В итоге игра го это наш мир на ладони и без пудры. Игрок сразу получает обратную связь, насколько он погружен в сансару. Его эмоции оголяются от трёх причин. И при этом ещё нужно сражаться.
Игра го разоблачает изнанку мира и нашу зачарованность им. Такая вот игра.

Но нас окружают по большей части игры, которые наводят чары и заставляют пребывать в сладком дурмане. Они дают конфетку удовлетворённости, постоянства и самости. И человек остаётся на уровне стимул-реакция, проигрывая по жизни.



  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments